РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ SOFT SKILLS НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Современные реалии таковы, что требуют от человека необходимости владения различными компетенциями, как в профессиональной деятельности (hard skills), так и в личностном развитии для эффективного взаимодействия в обществе (soft skills). Необходимость активно развивать soft skills у учащихся становится всё актуальнее, потому что владение ими полезно в любом виде деятельности.  Поэтому так важно начинать формировать их уже на этапе обучения в школе. А когда их формирование не ограничивается рамками родного языка и культуры, возможности обучающихся значительно расширяются.

  Итак, «Soft skills» (англ. «мягкие навыки») связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с людьми.

Какие гибкие навыки вы можете назвать?

В виду большого количества гибких навыков следует отметить приоритетные направления – какие именно навыки нужно развивать в учащемся, чтобы он был успешен в современном мире. Самой популярной на сегодняшний день является модель «4 К», которая включает 4 ключевые компетенции:

  • communication (коммуникация);
  • creativity (креативность);
  • сooperation (сотрудничество);
  • critical thinking (критическое мышление).

Актуализировать свои уроки и сделать их более практичными для учащихся преподаватель может с помощью параллельной отработки soft skills.

Часть этих навыков и так развивается на уроке — это communication, teamwork, presentation и даже job interview. Все, что остается сделать учителю, это акцентировать на них внимание и добавить недостающие скилы: leadership, time management и customer service.

Communication

В развитии этого навыка у учеников помогут role-cards. Они интересны, потому что приближены к реальной жизни.

Также развивать навык коммуникации может помочь игра taboo. Нужно за 1 минуту объяснить то или иное слово, не называя ни его, ни других, связанных с ним. Эти слова — «табу», запрет. Например:

Попробуйте объяснить слово mother, не используя слов woman, kind, friend.

(This person is very good. She cares about her children.) 

Мы живём в 21 веке, и многие вопросы решаются по телефону. Конечно, их решение усложняется тем, что люди не имеют возможности поговорить face-to-face, поэтому актуальной на уроках является тренировка разговоров по телефону (или спиной друг к другу).

Регулярное внедрение таких упражнений будет постепенно снимать языковой барьер и даст ученикам уверенность в том, что они успешно смогут поддержать беседу, вести диалог, выступить с монологом в иноязычной языковой среде.

Time-management

Навыки тайм-менеджмента сегодня очень важны, ведь современные работодатели заинтересованы в пунктуальных и организованных специалистах, укладывающихся в дедлайны.

Чтобы помочь ученикам научиться управлять собственным временем, мы можем использовать как содержательный аспект урока, когда мы говорим о режиме дня, так и организационный, т.е. ставим жесткие временные рамки для выполнения заданий.

Можно установить таймер и вывести время на проектор.

Экономить время может помочь инновационный прием «Правило 10 минут»: нужно договориться с учениками, что определенная работа должна быть выполнена не более чем за 10 минут.

Мы были на практике в школе и использовали этот приём, когда давали ребятам задание составить планер на день, выделяя главную задачу дня, три важных дела, список покупок, меню на день и благодарности и похвала за то, что ты успел сделать за день. Ребята уложились в установленное время и поделились своими ежедневными планами. Обратите внимание на распорядок дня одного из учеников. Тем самым мы задействовали и содержательный, и организационный аспекты урока.

Помимо планов на день, можно также дать детям заполнить трекер привычек. Эти упражнения учат максимально эффективно планировать и использовать свое время, т.е. продуктивно решать поставленные задачи.

Teamwork and leadership

Во время обычной работы в команде происходит постоянное распределение ролей, и сильные ученики неизбежно становятся лидерами. Этого можно избежать, используя role-cards. Вместе с учащимися разбираются и обсуждаются командные роли. После этого они тянут свою роль и должны ей соответствовать при выполнении задания.

Роли в группе можно распределить следующим образом:

A monitor controls the time.

A checker checks the information.

A recorder writes down the information.

A reporter reads the text.

Рассмотрим пример такого распределения.

Урок в 6 классе по теме «The world around us». The task «Think of a perfectworld. Write your proposals. Share your ideas with other students». Лидер в группе распределяет задания по ролям, члены команды высказывают свои идеи по заданной теме. Один из членов команды (a recorder) записывает информацию, другой контролирует (a checker) правильность написания, третий (a monitor) следит за временем, четвёртый (a reporter) выдаёт информацию. Лидер оценивает работу в группе, члены команды принимают участие в оценке деятельности.

         Подводя итоги, хочется сказать, что все эти задания способствуют развитию гибких навыков, так необходимых каждому человеку в современном обществе. Сегодня прокачанные надпредметные навыки — это мощное достоинство при конкурентном отборе специалистов в любой области на рынке труда. И следует помнить, что баланс hard skills и soft skills помогает продвинуться по карьерной лестнице.