Использование активных методов изучения культуры и быта на уроках истории

Наставник: Назарова В.В. (ФГБОУ ВО «АГПУ»)

Чабанова Диана Рафаэловна учитель истории и обществознания МАОУ-СОШ № 25, г. Армавир

Современная система школьного образования предполагает отход от знаниевой парадигмы к компетентностной. Поэтому важной задачей школьного учебного процесса является формирование определённых компетенций у учащихся. В рамках такого подхода получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. Другими словами важной задачей учителя является научить ученика самостоятельно получать знания. Такой подход к образовательной парадигме актуализировал использование на уроках активных методов обучения, использование которых приводит к тому, что учащийся превращается из «объекта» обучения в «субъекта» учебного процесса наравне с учителем. Такой подход к обучению не является новым, его активно использовали Пифагор, Сенека и др. Последней в частности заявлял, что «говорить должен сам ученик, а не его память»[1]. Сторонниками активного обучения являлись Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и другие.

В копилке современного учителя истории имеется множество методов активного обучения, которые сложно классифицировать, так как некоторые из них используют схожие приёмы, и по факту различаются только своим названием, например, «мозговой штурм» или «дерево познания», «деловые игры» или «ролевые игры». Часто одно и тоже название используется для

обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

Выбор того или иного метода активного обучения определяется несколькими факторами, среди которых наиболее важными являются: цели занятия, уровень подготовленности учащихся и учителя, субъективные предпочтения участников образовательного процесса.  Для нас в настоящее время наиболее важным является целевой фактор, используя который мы рассмотрим различные методы активного использования при изучении тем по культуре и быту на уровне среднего общего образования, на уроках различного типа. Современный ФГОС СОО выделяет четыре типа урока:

1) уроки «открытия» нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки общеметодологической направленности;

4) уроки развивающего контроля.

При планировании урока предполагается постановка как содержательной так и деятельностной целей. Первая предполагает получение новых, знаний, усвоение новых понятий дат и т.д., а деятельностная цель определяет УДД (универсальные учебные действия) учащихся, то есть посредством каких инструментов предполагается получение этих знаний и какие компетенции они развивают у учащихся. Данный тип урока можно провести в форме урока-экскурсии, проблемного урока, конференции и т.д. Сложность предложенных форм урока заключается в том, что они предполагают предварительную подготовку к уроку не только учителя, но и учащихся. Однако эффективность данных уроков значительно выше по сравнению с уроком-беседой. Наиболее сложным в организационном плане является урок-экскурсия, учитель заранее раздаёт задания на поиск необходимой информации, которые могут включать подготовку мини-сообщения, освещающие различные аспекты развития культуры и быта, подбор наглядного материала (фото, картины и т.д.), последний является важной составляющей при изучении тем по искусству. 

В условиях развития информационных технологий на уроках истории можно использовать возможности виртуальных музеев. Не во всех музеях есть коллекция, доступная в виртуальном режиме с обзором на 360º, поэтому важно, чтобы в ходе подготовительной работы учитель провел анализ имеющихся ресурсов виртуальных музеев. Полную информацию о имеющихся виртуальных музеях России можно получить на сайте «Культура.ру»[2]. Так в своей практике я использую виртуальный ресурс Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина[3], который имеет режим обзора на 360º. При этом в качестве гидов выступают сами учащиеся. Кроме того виртуальные музеи «делают историю других народов гораздо ближе. В настоящее время можно «посетить» виртуальный музей Лувра[4], Сикстинской капеллы в Ватикане[5] и др.

Посредством этих действий учащиеся соприкасаются с историей в живую уже на подготовительном этапе, а дальнейшее «погружение» происходит во время урока. При этом учителю необходимо «создать» историческую атмосферу изучаемой эпохи. Это возможно сделать при помощи демонстрации хроники тех дней и лет, прослушивания музыкальных произведений, принесения на урок вещей, позволяющих прикоснуться к быту изучаемой эпохи. В ходе урока заслушиваются «живые свидетели» (учащиеся подготовившие мини-сообщения). Такие УДД учащихся позволяют развивать у них умения излагать свою точку зрения (позицию), анализировать и аргументировать свои суждения. Важным условием проведения такого урока является то, что «погрузив» учащихся в изучаемую эпоху, учитель должен

организовать «получение» выводов об особенностях развития культуры и быта не из учебника (в большинства учебниках они вообще отсутствуют), а из представленного на уроке материала. Поэтому в ходе урока возможно использование таких дополнительных приёмов как:

-прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация);        

-прием «Верите ли вы, что…»;

-прием «Мое мнение» и т.д.

Хорошим приёмом получения и систематизации знаний является использование системы кластеров, предложенной Т.Г. Мушанским. «Кластер» (гроздь) – выделение смысловых единиц материала и их оформление в виде схемы. Система кластеров позволяет по ходу урока выделить основные направления развития культуры, определить её особенности и т.д.

В процессе такой работы создается мотивация для изучения материала – сами сформулировали вопрос, сами же ищем на него ответ, кроме того происходит систематизация материала, устанавливаются причинно-следственные связи. В конце урока обязательно должна возникнуть следующая «гроздь» кластеров, т.е. более сложных вопросов, называемых «толстыми» вопросами, направленных уже на осмысление материала. Умение самостоятельно формулировать вопросы к теме свидетельствуют о наличии критического, т.е. творческого мышления.

Другой формой занятия, вызывающей интерес у учащихся являет урок в форме исторического суда. Наиболее актуальна такая форма проведения занятия при организации урока развивающего контроля. Деятельностной целью учащихся на таком уроке является закрепление изученного материала, выявление пробелов. Поэтому урок позволяет на практике использовать полученные знания. Проведение такого занятия позволяет активно использовать такие приемы как дебаты, дискуссии, выступления. Например, можно провести исторический суд над представителями «Серебряного века», в ходе которого рассмотреть проблему декаденства – упадок или развитие.

Как и урок-экскурсия он предполагает фазу предварительной подготовки учащихся. При этом проведение таких уроков можно хорошо связать с проектной деятельностью учащихся, а поэтому уже в начале года учитель может предложить ученикам выполнение исследовательских проектов по культурологическим проблемам, а результаты этой деятельности и будут использованы при организации данных форм уроков. Тем более, что в 10 классе подготовка проектного исследования в настоящее время является обязательной.

Использование активных приёмов обучения возможно и при проведении менее «затратных» (в плане подготовки) занятий, например, в форме урока лекции с элементами дискуссии и наглядности. В то же время учитель должен помнить, что действующий ФГОС требует от него не просто изложения «преподнесения» учебного материала, а создание «учебной ситуации», то есть он должен создать ситуацию позволяющую ученикам самим находить, изучать исследовать, формулировать собственные выводы по изучаемой теме. При таком подходе важно на каждом этапе урока правильно определить выбор активных приемов обучения.

В частности на этапе мотивации к учебной деятельности, с целью «пробуждения» у учащихся интереса к изучению тем по культуре и быта, учитель может использовать такие приемы как:

-эмоциональный вход в урок (например, под музыкальное сопровождение);

-цитирование отрывка из литературного произведения;

-отсроченная догадка (до объявления темы урока учитель может привести иллюстрации, фотографии т.д., главное, чтобы это было необычно, впечатляюще, и попросить учеников отгадать тему урока).

На этапе урока «актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии» важной задачей учителя является формирование у учащихся «чувства потребности» в изучении темы. Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. От успешности выполнения данной задачи зависит то, насколько учащийся будет настроен на активную работу на уроке. При этом в зависимости от аудитории, учитель может комбинировать различные приёмы. Наиболее актуальными на данном этапе урока является использование таких приёмов как:

-видеосюжет;

-проблемная ситуация с ассоциацией (например, учитель рассказывает о том как жили крестьяне в начале ХХ века, и просит учащихся ответить на вопрос, что делать, чтобы улучшить их жизнь?);

-ролевой сюжет (например, два ученика –«Маяковский» и «Бердяев» — в форме диалога делятся своими впечатлениями о «культурной революции») и др.

Отдельным вариантом, который всегда привлекает даже мало мотивированных детей, является изучение фотографий и художественных полотен. Вы сами знаете, сколько фактов и деталей из социальной истории можно узнать, рассматривая картины Венецианова или Федотова.

Особо важной задачей для учителя является выбор приемов обучения на этапе получения новых знаний. Именно на данном этапе использование активных методов является наиболее востребованным. При проведении урока в форме лекции с элементами дискуссии важно разнообразить деятельность учащихся поэтому возможно использовать такие приёмы как:

-дискуссия (например, в начале изложения рассмотреть проблему культурных изменений при Петре I – европеизация или самобытность);

-работа с источниками (например, предложить анализ литературного источника или исторической картины);

-мозговой штурм (поделить класс на две группы – «представители реализма» и «представители модернизма», при изучении культуры начала ХХ века);

-составление кластера и т.д.

Важным этапом урока является закрепление первичных знаний, что возможно быстро организовать посредством таких приёмов как:

-цепочка (учащиеся задают друг другу вопросы по теме урока);

-подводящий диалог (ученики по очереди называют произведения искусства их авторов) и т.д.

Самым распространенным приемом на этапе рефлексия учебной деятельности являет приём «закончите предложение»:

— Больше всего мне понравилось…

—  Самым интересным сегодня на уроке было…

—  Сегодня я задумался…. и т.д.

Таким образом, при изучении тем по культуре и учитель может выбрать различные формы проведения занятий, выбор которых определяет использование тех или иных приёмов активного обучения учащихся. Практика преподавания и изучения содержания истории показывает, что ее усвоение учащимися наиболее эффективно там, где широко используются активные формы проведения занятий. Активные методы обучения, лежащие в основе реализации целей развивающего обучения, формируют самостоятельность мышления, учат выделять главное в материале, развивают речь, коммуникативные способности.

Источники и литература

[1] Сенека Луций Анней. Совершенство духа. Мысли и афоризмы. М., 2022. С.61.

[2]Культура ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://www.culture.ru/themes/252991/virtualnyi-tur-po-muzeyam-rossii. (дата обращения: 27.11.2022).

[3] Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pushkinmuseum.art/media/virtual/ (дата обращения: 27.11.2022).

[4]Виртуальный музей Лувра [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://www.louvre.fr/visites-en-ligne?defaultView=rdc.s46.p01&lang=ENG (дата обращения: 27.11.2022).

[5] Сикстинская капелла в  Ватикане [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://www.vatican.va/various/cappelle/sistina_vr/index.html (дата обращения: 27.11.2022).