МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Наставник: Назаров С.В., Назарова В.В. (ФГБОУ ВО «АГПУ»)

Латынина Алла Анатольевна учитель кубановедения, заместитель директора по УВР

Андонян Елена Андреевна учитель истории и обществознания, заместитель директора по УМР

МБОУООШ №9.  станица Нефтяная Апшеронский район.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Известный педагог Януш Корчак говорил, прощаясь со своими воспитанниками: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в себе, мы не даем вам Родины, ибо ее ты должен обрести трудом своего сердца и ума». Именно музейная педагогика помогает человеку трудиться умом и сердцем, а значит, помогает обрести свою единственную Родину.

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть музеи, которые обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников.

В современных условиях школьные музеи создаются с теми же целями, что и государственные: комплектование, сохранение, экспонирование и популяризация памятников материальной и духовной культуры, являющихся первоисточниками знаний о развитии природы и человеческого общества. Музей формирует и развивает социально значимые ценности человека.

Школьный музей решает проблему организации свободного времени детей: привлечение школьников к поисковой, исследовательской, оформительской работе, позволяет целенаправленно планировать, организовывать внеурочное время, формировать стойкое желание выполнить хорошо свою работу, стимулирует ценностный рост, формирует речевую культуру школьников.

Зачем же нужна музейная педагогика в школах?

Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, она может помочь стать ребенку творческой личностью, она помогает формировать систему ценностей, при которой главной ценностью оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения. Она помогает прожить не только свою жизнь, а соприкоснуться с сотней других жизней. Она включает ребенка в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму, становиться интересно не разрушать, а созидать.

Люди постепенно стали понимать, что музей — не только неподвижное хранилище коллективной памяти любого народа, но и средство пробуждения и воспитания этой памяти.

Можно отметить положительные стороны использования музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе:

  • осуществление нетрадиционного подхода к образованию, основанного на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
  • сочетание эмоционального и интеллектуального воздействия на учеников;
  • раскрытие значимости и практического смысла изучаемого материала;
  • возможность попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
  • возможность объяснения сложного материала на простых и наглядных примерах;
  • возможность организовать интересные уроки, дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
  • отдалённое расположение образовательного учреждения от областных музеев частично восполняется использованием музейной педагогики и музейных предметов в образовательном процессе.

К недостаткам функционирования школьных музеев можно отнести:

  • отсутствие научной организации деятельности музея (инвентарные книги ведутся не всегда правильно и полно; выставляются для экспонирования все музейные предметы, даже если они однотипные);
  • неправильное хранение, экспонирование музейных предметов (отсутствие отдельных помещений, решеток на окнах, закрытых витрин);
  • недостаточное количество информации о музейных экспонатах;
  • частая смена руководителей школьных музеев. 

История — это история людей, и каждый человек — соучастник прошлого, настоящего и будущего; корни человека — в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.

Поэтому необходимо принять меры по сохранению многовековых памятников – это наш долг перед будущими поколениями.

Почему — то не каждый человек заинтересован в бережном отношении к памяти веков. Почему-то не всем сегодня ясно, что потребительское отношение к основным природным ресурсам, уничтожение памятников грозит гибелью и самому человечеству, и его цивилизации, и его культуре. Но если утраты в природе, хотя бы частично восстановимы (человек чистит реки, восстанавливает леса), то культурные утраты не восстановимы.

Формирование исторического мышления, углубление, конкретизация исторических знаний школьников достигается через применение разнообразных форм уроков и внеурочных занятий героико – патриотической тематики: уроки Мужества, урок – размышление, уроки – экскурсии, конференции, приуроченные к различным памятным датам, видеоуроки.

Используемые приемы и средства обучения, такие как работа с историческими источниками, подготовка исследовательских проектов, написание докладов, разработка текстов экскурсий, творческие задания способствуют повышению компетенций учащихся: расширению, углублению, конкретизации исторических знаний, формированию исторического мышления, приёмов поисково-исследовательской работы, воспитание патриотизма, самореализация учащихся.

Музейные экспонаты являются свидетелями истории, ее фактами, они помогают педагогу и учащимся оказаться в реальности прошлого. Обучающиеся не просто знакомятся с хронологией событий, историческими личностями и памятниками истории, но и получают реальные представления об исторических периодах. Использование экспонатов школьного музея на уроках истории и кубановедения позволяет формировать образные представления, у обучающихся возникает чувство соприкосновения к историческим событиям. Вещественные и документальные материалы музея помогают педагогу выразить общественные отношения прошлого, передать их проявление, а ученикам помогают глубже понять эти отношения. Работа с экспонатами музея развивает умения анализировать исторические письменные источники: документы и письма, развивает у детей интерес к исследовательской работе, которая также является приоритетной на уроках.

В нашей школе на сегодняшний день работают пять музейных комнат.

Музейная комната «Музей воинской славы»;

 Музейная комната — «Солдат войны не выбирает» (посвященная воинам –интернационалистам».

Музейная комната — «Моя Кубань», рассказывающая быте не только казаков, но и других народов, проживающих на Кубани.

Музейная комната — «Советская эпоха – взгляд в прошлое» и музейная комната «Гостиная 70-х», посвященные советскому периоду нашего государства.

Школьный музей является отличной базой для перехода от знакомства с экспонатами к обобщениям и выводам, которые необходимо делать на каждом уроке истории и кубановедения.

При восприятии подлинных предметов (экспонатов школьного музея) повышается интерес учащихся к изучению и расширению знаний о Родине, формируется историческое мышление. Использование материалов школьного музея значительно повышает эффективность уроков истории. Ребята с удовольствием участвуют в поисковой работе, разрабатывают экскурсионные маршруты и квесты. Старшеклассники с большим удовольствием сами проводят экскурсии и интерактивные мероприятия в музее для гостей, а также для учащихся младших классов, проводят уроки-мужества для школьников в том числе других образовательных организаций района.

Особое место на уроках истории занимает работа с вещественными источниками, здесь ребятам предлагается сделать описание музейного экспоната. В школьном музее практически все вещественные экспонаты подлинные, это придает им еще большую историческую ценность. Ребята определяют время создания предмета, его практическое применение, обращают внимание на сохранность. Главное – кому принадлежал предмет, и как он оказался в стенах нашего музея. Очень часто музейный экспонат становиться не только наглядным пособием, но и создает проблемную ситуацию для обучающихся. Это ситуация, в которой у детей возникает затруднение, требующее поиска новых знаний, личных оценок, побуждает их к исследованию и творчеству. Работа с музейными предметами на уроке позволяет обучающимся выбирать и формулировать темы проектов, анализировать темы, отбирать источники, делать выводы. У школьников формируется аналитический подход к решению жизненных вопросов, они учатся ориентироваться в потоке информации, а главное отличать достоверное от фальсификации. Как только дети оказываются с музейным предметом в руках, у них сразу возникает масса вопросов о нем. В результате мы с ребятами смогли реализовать школьный проект – «У Победы наши лица», посвященный участникам ВОВ, жившим в станице Нефтяной. Итоговой точкой данного проекта стало создание большого баннера с фотографиями станичников, воевавших в годы ВОВ, который расположен на стене школы, напротив памятника неизвестному солдату, находящемуся на территории школы и являющемуся памятным местом для всех станичников.

Применение нестандартных способов проведения уроков гарантирует высокую эффективность и результативность.

Школьный музей сегодня становится все в большей степени тем инструментом, который позволяет укоренить в жизни базовые ценности общества, важной составляющей образовательно-воспитательного пространства школы, формирующий патриотизм, высокую гражданскую ответственность и духовность подрастающего поколения.