ИСТОРИЧЕСКИЕ КВЕСТЫ КАК ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ИСТОРИИ Наставник: Назаров С.В. Назарова В.В. (ФГБОУ ВО «АГПУ»)

Наставник: Назаров С.В. Назарова В.В. (ФГБОУ ВО «АГПУ»)

Чабанова Диана Рафаэловна

 учитель истории и обществознания

МАОУ-СОШ № 25, г. Армавир

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ КВЕСТЫ КАК ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Аннотация: В 2024 г., как молодой педагог, я посетила мастер класс преподавателей Армавирского государственного педагогического университета. Доценты кафедры Всеобщей и отечественной истории С.В. Назаров и В.В. Назарова, в качестве ролевой игры для школьников и учителей выбрали «Отечественную войну 1812 г.». На мастер классе, ученики и учителя не просто погрузились в ту эпоху, но стали активными её участниками, примеряя исторические роли. Разнообразные конкурсы и задания, с использованием 3 D технологий, а также наглядная бородинская битва с «солдатиками» и картой, анализ разнообразных источников (мемуары, исторические свидетельства, донесения, карикатуры, литературные произведения и др.) позволили участникам интерактива не просто расширить свои знания по Отечественной войне 1812 г., но и пережить величие и трагедию народа. Ребята активно выполняли задания и участвовали в ролевой игре. Две группы учащихся (армия Кутузова и армия Наполеона) «столкнулись» на поле битве, воссоздавали реальность Бородинского сражения, обсуждали проблему, почему зарубежные историки не считают данное сражение победой русского оружия? Почему сам Наполеон, говорил о том, что он не выиграл сражение, а русский солдат был достоин победы?

Данная интерактивная форма была познавательна и интересна. Как молодому педагогу, мне было полезно перенять опыт у своих старших коллег. Сопровождая учащихся старших классов обратно в школу, я не могла не заметить, что они активно продолжали обсуждать исторические проблемы, говорили о великом прошлом нашей Родины, но что больше всего меня удивило, так это то, что ученики предложили сами разработать патриотический урок для 8-9-х классов по Отечественной войне 1812 г. в виде игры-квеста.

ЧабановаЧабанова

Аннотация: в статье поднимается актуальная проблема патриотического воспитания на уроках истории при помощи использования квест-технологий. В качестве содержательного наполнения квест предполагает освоение материала по теме «Отечественная война 1812 г.». Актуальность применения квестов в патриотическом воспитании учащихся обусловлена их ориентированностью на игровые и интерактивные формы обучения. В заключении делается вывод о том, что квест-технология позволяет участникам погрузиться в историческую эпоху, развить навыки работы в команде, применить знания истории на практике, а также получить удовольствие от игрового процесса

Ключевые слова: патриотизм, квест-игра, воспитание, активные формы обучения.

Современное российское общество и образовательная система особое внимание уделяют патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Регулярно организуются творческие конкурсы и мероприятия, направленные на формирование активной личности с твёрдой гражданской позицией. Без чувства любви к своей Родине, не возможно приносить пользу обществу. Классные руководители и педагоги-предметники находятся в постоянном поиске новых и разнообразных форм патриотического воспитания. Важно, чтобы мероприятие способствовало росту моральных качеств ребёнка. Очень важно учителю показывать личным примером детям, нравственные ориентиры.

Происходит повышение требований не только к профессиональным компетенциям учителя, но и его личностным качествам, ведь если говорить о возвышенных чувствах, но при этом не разделять их, то данные действия не будут иметь хороший воспитательный эффект. Дети чувствуют ложь и неискренность.

Не стоит забывать, что эффективное патриотическое мероприятие должно строится на деятельностном подходе.  Отношения учителя и учеников, перестают быть в границах субъект и объект обучения и воспитания. Теперь учитель и ученики, полноправные субъекты единого процесса.

Учителя истории, чаще всего, проводя патриотические мероприятия, обращаются к историческому прошлому нашей Родины, и прежде всего к героизму народа, который наиболее ярко проявляется в период войн. Когда страшный враг бросает вызов, а от простого человека зависит, сумеет ли его Родина сохранить независимость. Из отдельных подвигов: в тылу и на фронте, партизан и солдат, складывается и куётся общая победа. Дети, женщины, старики и взрослое мужское население, в едином порыве готовы пожертвовать всем, даже собственными жизнями, чтобы спасти свою Родную землю.

Но перед учителем истории стоит важная задача, как данный подвиг народа сделать ближе для современного школьника. Как помочь ему пережить не только чувство гордости за героическое прошлое, но и сделать это прошлое ближе, понятнее. Естественно интерактивные формы патриотического воспитания не всегда могут быть в полном объёме реализованы в рамках школьного курса, но зато внеурочные мероприятия дают огромные возможности не только для углубления знаний по истории, но и для разнообразия активности учащихся и проявления их инициативности.

В 2024 г., как молодой педагог, я посетила мастер класс преподавателей Армавирского государственного педагогического университета. Доценты кафедры Всеобщей и отечественной истории С.В. Назаров и В.В. Назарова, в качестве ролевой игры для школьников и учителей выбрали «Отечественную войну 1812 г.». На мастер классе, ученики и учителя не просто погрузились в ту эпоху, но стали активными её участниками, примеряя исторические роли. Разнообразные конкурсы и задания, с использованием 3 D технологий, а также наглядная бородинская битва с «солдатиками» и картой, анализ разнообразных источников (мемуары, исторические свидетельства, донесения, карикатуры, литературные произведения и др.) позволили участникам интерактива не просто расширить свои знания по Отечественной войне 1812 г., но и пережить величие и трагедию народа. Ребята активно выполняли задания и участвовали в ролевой игре. Две группы учащихся (армия Кутузова и армия Наполеона) «столкнулись» на поле битве, воссоздавали реальность Бородинского сражения, обсуждали проблему, почему зарубежные историки не считают данное сражение победой русского оружия? Почему сам Наполеон, говорил о том, что он не выиграл сражение, а русский солдат был достоин победы?

Данная интерактивная форма была познавательна и интересна. Как молодому педагогу, мне было полезно перенять опыт у своих старших коллег. Сопровождая учащихся старших классов обратно в школу, я не могла не заметить, что они активно продолжали обсуждать исторические проблемы, говорили о великом прошлом нашей Родины, но что больше всего меня удивило, так это то, что ученики предложили сами разработать патриотический урок для 8-9-х классов по Отечественной войне 1812 г. в виде игры-квеста.

Конечно, данную инициативу необходимо было поддержать, так как такая совместная форма работы (подготовка и проведение исторической игры), не только сближает учителя и учеников, но и формирует у учащихся чувство ответственности, патриотизма. 

В данной методической статье хочу поделится своим опытом проведения данного мероприятия.

На первом подготовительном этапе особое внимание было уделено разработке квест-игры по теме Отечественной войны 1812 года. Был разработан сценарий квеста, определены цели и задачи, выбраны методы и формы работы, а также разработаны материалы для проведения игры. Разработка квест-игры требует тщательной подготовки и учета особенностей учащихся, их возраста, уровня знаний и интересов. Все эти факторы мы учитывали, при разработке сценария. Кроме того нами также использовался межпредметный подход. В ходе разработки сценария квест-игры учащиеся проработали список ключевых событий и фактов, связанных с Отечественной войной 1812 г. После чего они подготовили задания для каждой группы, которые будут включать в себя вопросы, головоломки, кроссворды и другие интеллектуальные задачи, связанные с историческим материалом.

Успех квест-игры в плане учебно-методических задач во многом определяется уже в первые минуты его проведения, и прямо связан с пробуждением познавательной активности учащихся. И без интриги здесь не обойтись. В нашем случае к участникам игры обратился костюмированный школьник в образе Александра I: «Неприятель вошёл с великими силами в пределы России. Он идёт разорять любезное наше Отечество… Да обратится погибель, в которую он манит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!..» [1]. Далее «император» отметил, что для победы необходимо отгадать содержимое чёрного ящика, которое напрямую связано с историей Отечественной войны. Подсказки к ответу команды получат на каждой станции.

Первая станция предусматривала развитие умений учащихся работать с историческими нарративными источниками. Начальник станции обращается к участникам со словами: «Пока вы к нам спешили, император Александр I дал поручение собрать сведения о настроениях в российском обществе. Особое внимание надо уделить освещению личности «ТИРАНА». Ученики работают с источниками и составляют «портрет» Наполеона, который был распространён в российском обществе. В качестве анализа учащимся были предложены материалы из книги «Рассказы очевидцев о двенадцатом годе, собранные Т. Толычевой» [2]. Учащиеся выделяют ключевые фразы, характеризующие представления о Наполеоне в русском обществе. Например, «чернокнижник Бунапарт», «самовластно присвоил себе царственный венец Франции», «антихрист» и т.д.

Данное задание позволяет у учащихся формировать познавательные УУД (из общеучебных это действия структурирования знаний, подбор методов решения задачи, создание алгоритмов деятельности и большая часть логических действий) и регулятивные УУД (главным образом, действия планирования, контроля и коррекции).

После успешного выполнения задания команды получают первую подсказку: «Рос сперва на воле, в поле».

Вторая станция называлась «Оживи картину». Командам было предложено оживить две картины.

Первая картина работы художника И.М. Пряшникова под названием «1812». Для «оживления» картины учащиеся были ознакомлены с отзывами французских солдат, участвовавших в нападении на Россию.  

Вторая картина – А. Кившенко «Военный совет в Филях». Предварительно учащимся была представлена информации о военном совете, на котором решалась судьба России и Москвы.

Выполнение данного задания направлено на развитие, прежде всего, коммуникативных УУД, поскольку учащиеся, приняв на себя роли, находятся в ситуации постоянного взаимодействия. Ставка делается на действия учебного сотрудничества, разрешения конфликта и управление поведением партнера. Учащиеся, «оживляя картину», планируют свои действия, а находясь в диалоге, должны непрерывно осуществлять контроль и коррекцию. Немаловажной является саморегуляция, поскольку форма задания побуждает держать под контролем свои эмоции. Кроме того, разыгрывая те или иные роли, учащиеся внутренне могут не согласиться с позицией исторического деятеля. Тем не менее, игра стимулирует отстаивать ту позицию, которая расходится с мнением самого ученика. То есть, данная учебно-историческая игра активизирует формирование такого действия как нравственно-этическая ориентация: учащийся учится примирять разные точки зрения в своем сознании.

После прохождения данной станции, команды получают вторую подсказку «Летом цвёл и колосился, А когда обмолотился,…».

Третья станция «Встреча с солдатом Наполеона». Для подготовки заданий, выполняемых на данной станции, ребята предложили воспользоваться цифровым ресурсом сайта «Mozaik» [3]. В частности ресурс «Солдат французской армии» знакомит учащихся с формой, вооружением, а также предлагает выполнение двух видов заданий. Первое задание направленно на проверку знаний о форме и вооружения французских солдат. Второе представляет собой мини викторину по теме «История Наполеона». Данное задание сами школьники-организаторы уже выполняли на мастер-классе в АГПУ.

Данное задание формирует два блока УУД: регулятивные (поскольку от ученика требуется быстрота реакции, это способно развить саморегуляцию) и познавательные.

За успешное выполнение данных заданий учащиеся получают третью подсказку – «Он в зерно вдруг превратился».

Четвертая станция – «Изгнание врага». Для выполнения заданий на этой станции учащиеся подготовили карточки с изображениями различных событий и фактов из истории Отечественной войны 1812 г., а также игровое поле. За основу игрового поля можно брать карту из атласа по истории России.

Команды должны будут по очереди выбирать карточку и рассказывать о событии или факте, указанном в ней. После каждого правильного ответа команда продвигает свою фишку на одну клетку вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.  Количество заданий может быть различным. В нашем случае их было десять. Они включали задание на знание дат, события, а также визуальные задания.

По нашему мнению, данная дидактическая игра формирует, сразу три группы УУД.

1.Формируются коммуникативные УУД, так как учащиеся:

-учатся выражать свои мысли в понятной команде противника форме;

-развивают умения логично выстраивать ответы;

-разрабатывают направления учебного сотрудничества с командой противника и педагогом.

2.Развиваются регулятивные УУД, поскольку ученики:

-производят самостоятельную постановку учебной задачи (закрепить, повторить);

-осуществляют контроль за правильностью и полнотой своего ответа;

-оценивают точность ответа противников и производят самооценку.

3.Вырабатываются познавательные УУД, потому что обучающиеся:

-структурируют, систематизируют, обобщают, иерархизируют свои знания по подразделам темы — «этапам игры»;

-освоение приёма работы с картографическим материалом.

После успешного выполнения команда-победитель получают четвёртую подсказку: «Из зерна – в муку и тесто. А затем он в … превратился». Проигравшая команда вынуждено искать ответ исходя из трёх подсказок.

После того как команды дают ответ – «хлеб» — им предлагается последнее задание квест-игры – найти связь между Отечественной войной и «хлебом». В зависимости от ситуации, ведущий может давать подсказки. Итог задания, учащиеся знакомятся с историей возникновения «Бородинского хлеба».

Таким образом, исследование по созданию заданий для квест-игры Отечественная война 1812 года позволило рассмотреть различные аспекты организации и проведения игры, а также оценить её эффективность. Результаты работы могут быть использованы при разработке и проведении подобных игр, а также в образовательной практике для более эффективного изучения исторических событий. Квест-игра на тему Отечественной войны 1812 года позволяет участникам погрузиться в историческую эпоху, развить навыки работы в команде, применить знания истории на практике, а также получить удовольствие от игрового процесса. Исторические квесты имеют большой потенциал для воспитания патриотизма. Они позволяют учащимся не только получить знания об истории своей страны, но и почувствовать связь между собой и предыдущими поколениями. Эта активная и интересная форма обучения способствует формированию патриотической идентичности, укрепляет чувство гордости за свою родину и вносит вклад в будущее страны.

Источники и литература

1.Из манифеста Александра I о сборе 3емского ополчения (6 июля 1812 г.) // Отечественная война 1812 года. Сборник документов и материалов. — М.-Л., 1941. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://militera.lib.ru/docs/da/otechestvennaya-voina/index.html

2.Рассказы очевидцев о двенадцатом годе, собранные Т. Толычевой: Документы. Дневники. Письма. — М., 1992.

3.Солдат Наполеона [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://www.mozaweb.com/ru/Extra-3D_sceny-Soldat_Napoleona_19_vek-109433